В этом посте мы поговорим о том, как правильно проводить запись бэк-вокала в домашней студии. Ошибкой многих начинающих звукорежиссеров является то, что они просто не знают определенной специфики. Как обычно поступает начинающий звукорежиссер? Очень просто! Он записывает back vocal также как и сольный. Затем он распределяет в процессе сведения его по панораме и одинаково все треки обрабатывает.
Но такой подход на самом деле не совсем правильный. Я бы даже сказал, что он совсем неправильный! Чтобы основной и бек-вокал звучали целостно, монолитно и при этом пространственно, сперва требуется их записать особым образом. Без определенного подхода к звукозаписи, я сразу могу сказать, что никакая обработка вам не поможет!
В чем заключается подход? Наверное, вы слышали что-то о таком понятии, как звуковые планы. Это когда различные инструменты распределены в миксе не только слева, посредине и справа, но также распределены как бы в глубину. Вопреки расхожему мнению, эти планы намечаются и формируются в первую очередь на этапе записи. И только после записи дополняются соответствующей обработкой. Я подчеркну, что именно дополняются обработкой, но никак не формируются ею.
Представим, что мы имеем один главный вокал и бэк-вокал в виде первого и второго голоса. Если их записать в один и тот же микрофон с одной и той же диаграммой направленности, да еще и с одинаковой позицией, то мы не добьемся пространственного объемного звучания. А с высокой долей вероятности получим простую вокальную кашу. Так как все голоса будут иметь почти одинаковую амплитудно-частотную характеристику и находиться на одном и том же звуковом плане.
Как же быть? На самом деле все не так сложно, как кажется. Я выделяю 3 простых правила записи бэк-вокала:
- Backing vocal следует записывать микрофонами отличными от тех, которыми записывался главный вокал. Если у вас есть несколько микрофонов (хотя бы два), то попробуйте записать бек-вокал в тот микрофон, в который вы не записывали основной сольный.
- Главный и фоновый вокал следует попробовать записать с использованием разных диаграмм направленности. Если у вас есть микрофон с возможностью переключения диаграмм направленности, то поэкспериментируйте с ними. Также не забывайте, как та или иная диаграмма направленности влияет на звуковые характеристики. Об этом я рассказывал в посте по выбору и разбору видов микрофона. Обязательно прочитайте его.
- Разные вокальные партии следует записывать с разных позиций. Об этом я расскажу ниже на примере простой схемы.
Представим, что у нас имеется один основной вокал и два дополнительных бэк-вокала в виде первого и второго голоса. Я просто приведу вам один пример записи вокала и записи бек-вокала. Конечно же, примеров таких очень много и все их перечислить будет очень трудно. Поэтому только на одном примере я покажу вам сам принцип.
Чтобы выделить основной vocal на первый план, записывать его следует с близкого расстояния и микрофоном с кардиоидной, суперкардиоидной или гиперкардиоидной направленностью. Проще говоря, однонаправленным микрофоном.
К этому вокалу предположим, мы записываем также точно double track той же самой технологией и теми же методами. Как я сказал, у нас уже имеются два фоновых вокала в виде первого и второго голоса. Поэтому записываем дабл-треком первый голос, который по диссетуре ниже.
Позже в процессе сведения мы разводим его по панораме (например, на 50%). Записываем его главным образом с расстояния вдвое больше чем основной вокал и используем микрофон, допустим, с круговой направленностью.
Со вторым голосом, расположенного еще выше по диссетуре мы поступаем следующим образом. Мы также записываем его по технологии double tracks.
Затем мы разводим его на примерно, 75% в каждую сторону. После чего записываем его также микрофонами с круговой направленностью и при этом с еще большего расстояния чем первый backing vocal.
Вот я вам продемонстрировал всего лишь один метод записи вокала. Но таких вариантов может быть очень много. Однако главное, чтобы вы поняли сам принцип.
Ну а если дополнительного бюджета у вас сейчас нет, то пока можете поэкспериментировать с расстоянием и углом микрофона относительно бэк-вокалиста. Суть заключается в том, что на нашем примере отдаляя микрофон от исполнителя, мы получаем более естественное, и в то же время не такое насыщенное звучание, как при близкой записи.
То есть нашей основной задачей является выделить основной вокал. А бэк-вокал идет как сопровождающий (побочный). Плюс к этому именно при звукозаписи с дальнего расстояния мы получаем эффект удаленности от исполнителя. А уже грамотным паранамированием и впоследствии обработкой, этот эффект мы лишь дополняем.
Вот за счет всего перечисленного, при таком подходе к записи, back in vocal не будет перекрывать основной, а будет его гармонично дополнять. Думаю, что сам принцип и особенности записи бэк-вокала вы уже поняли.