Положение микрофона при записи вокала

Сейчас пойдет речь об одном из важнейших частей записи вокала, такое как расположение микрофона в домашней студии звукозаписи. От положения и расстояния микрофона до вокалиста очень сильно зависит характер и качество звука. Поэтому я расскажу обо всех правилах и принципах установки микрофона в помещении для достижения наилучшего результата в звукозаписи.

Расположение микрофона при записи вокала в домашней студии

Идем дальше. Сразу скажу, что если вы в этом материале ждете таблицу с расстояниями и расположениями на все случаи жизни, то я вас огорчу. Этого вы здесь не увидите. Но расстраиваться не стоит. нужно понять следующее. Комбинаций расположения микрофона при записи вокала существует бесчисленное множество. Так же как и расположение вашего тела, к примеру. Поэтому для создания такой таблицы со всеми комбинациями потребуется большая книга. В принципе, это не так страшно. Страшнее то, что такой подход к обучению в корне неправильный.

Это все равно что если взять книгу по боксу и с ее помощью попытаться стать крутым бойцом. Согласитесь, это очень смешно. Гораздо правильнее объяснить, отчего зависит то или иное положение микрофона при записи вокала. Каким образом оно влияет на звук и как установить микрофон чтобы добиться оптимального звучания. Вот обо все этом пойдет речь в данном материале.

Установка микрофона в студии

Для начала давайте уясним, отчего зависит правильное положение студийного микрофона в самой комнате и какое его расположение будет оптимальным. Вот отчего все это зависит установка микрофона в студии звукозаписи:

Сейчас давайте на примере с картинками рассмотрим оптимальное расположение микрофона для записи вокала в домашних условиях. Сейчас я вам покажу иллюстрацию и объясню, почему я расположил именно так.

Правильное расположение микрофона при записи вокала

Итак, здесь я показал студийный микрофон и кардиоидную диаграмму направленности (1). Сейчас объясню, почему я поставил устройство именно так и выбрал такую диаграмму.

Первое правило установки микрофона в помещении — его следует устанавливать так, чтобы он находился подальше от стен, а сама область позади исполнителя обладала минимальными звукоотражающими свойствами. В нашем примере стоит звукопоглощающая панель (2). Поэтому отражение с этой стороны невозможно.

Также у нас находиться окно (3), дверь (4) и системный блок компьютера (4). Соответственно, микрофон повернут тыльной стороной к этим источникам шума. Благодаря кардиоидной направленности (нечувствительность к звукам с тыльной стороны) мы уже будем не так бояться проникновения шума в микрофон из окна, двери и системного блока. Вот поэтому я расположил звукозаписывающее устройство именно так.

Возможно, случиться так, что даже такое расположение кардиоидного микрофона может не так хорошо избавлять нас от посторонних шумов. В таком случае на помощь придут акустические щиты, которыми можно будет отгородить микрофон. Например, можно сделать таким образом (рисунок ниже). То есть делаем так, чтобы между стенками не возникало параллельных поверхностей.

Положение микрофона при записи вокала в домашней студии

Еще хочу предупредить владельцев сильно заглушенных помещений об одной опасности. Дело в том, что в таких комнатах излишняя звукопоглощающая обивка может эффективно поглощать частоты от 250 — 300 Гц и выше. Таким образом, в отраженном звуке остаются частоты, которые лежат ниже 300 Гц.

Все это неизбежно пролезает в устройство и приводит к бочковатому тембру записанного звука. В таком случае я всегда активирую в микрофоне или на специальном предусилителе фильтр, который удаляет частоты ниже 200 — 100 Гц.

Это распространенное явление также встречается еще и в слишком маленьких вокальных кабинах. Но в то же время вы сможете сбалансировать низкочастотные резонансы также с помощью акустических щитов. Я раньше говорил, что такие щиты, с одной стороны, необходимо оббивать звукопоглощающим материалом. А с другой стороны, звукоотражающим материалом. Поэтому вам ничего не мешает поэкспериментировать.

К примеру, вы можете расположить щиты звукоотражающей поверхностью к микрофону, а от него уже звукопоглощающей стороной. Таким образом, расстанавливая щиты относительно звукозаписывающего устройства, вы сможете довольно неплохо сбалансировать различные резонансы. В том числе и низкочастотные.

Расположение микрофона относительно вокалиста

Теперь давайте поговорим о расположении микрофона относительно вокалиста. Часто многих мучают такие вопросы, типа на каком расстоянии и под каким углом следует размещать микрофон. Однако, как мы говорили про бесчисленное множество таких вариантов, то будет правильнее, если мы узнаем, как то или иное положение влияет на характер звука.

Расстояние от вокалиста до микрофона при записи может варьироваться от пары сантиметров и до нескольких метров. Зависит оно от манеры пения каждого исполнителя и от того, какого характера звук вам нужно получить. Хотя следует понимать, что расстояние зависит не только от этих факторов. Например, от самого микрофона, от его диаграммы направленности, от уровня шума в комнате и так далее.

Но чтобы не запутывать вас, я счел правильным объяснить, как именно будет сказываться на звуке определенное расположение микрофона от вокалиста:

1 Приближая микрофон ко рту исполнителя, усиливаются низкие частоты. Это может привести как к хорошему (когда голос становится с густым и насыщенным звучанием), так и к плохому результату (когда вокал становится бочковатым). Конечно же, это зависит только от оборудования и исполнителя.

Запись вокала с близкого расстояния до микрофона

Поэтому при записи вокала с близкого расстояния я всегда перестраховываюсь и включаю обрезной фильтр. Таким образом, голос не теряет плотность низких частот, но с высокой вероятностью теряет эффект бочковатости. Если у вас нет других микрофонов, а этот эффект не пропадает при включении поп-фильтра, то самым верным решением в таком случае будет увеличение расстояния микрофона до вокалиста.

2 Эффект присутствия. При прослушивании записи возникает ощущение присутствия исполнителя в комнате. Достигается такой эффект при записи с близкого расстояния (буквально в несколько сантиметров) от микрофона.

Эффект присутствия при записи вокала в домашней студии

3 Приближая микрофон к исполнителю, улучшается соотношение сигнал/шум. Это объясняется тем, что приближая устройство к вокалисту, голос звучит все громче. При этом относительно его посторонние шумы в комнате звучат намного ниже.

Соотношение сигнал-шум при записи вокала в домашней студии

4 При отдалении микрофона уменьшается чувствительность его к смене расстояния исполнителя. Это очень важный момент! Если человек находиться на расстоянии, к примеру, 5 см от микрофона, то изменение этого расстояния хотя бы на несколько сантиметров существенно отразиться на уровне сигнала и на тембре вокала.

Отдаление микрофона при записи голоса в студии

А чтобы этого не допустить, тогда вокалисту придется стоять практически неподвижно. К сожалению, на такое способен не каждый. В то же время при записи, например, в 30 см колебания уровня и изменение тембра при смене расстояния на те же несколько сантиметров будут совсем несущественными.

5 При близком расстоянии обостряется чувствительность к взрывным согласным. Именно поэтому запись вокала с близкого расстояния без поп-фильтра просто недопустима. Хотя при записи вокала с расстояния в несколько десятков сантиметров pop-фильтр может и не понадобиться.

Расположение микрофона при записи вокала на близком расстоянии

6 Приближая микрофон к исполнителю, уменьшается отзвук комнаты. Это объясняется тем же чем собственно и уменьшение шумов. Приближая устройство к исполнителю, голос звучит все громче. При этом сам отзвук комнаты звучит относительно тише.

Отзвук комнаты студии при звукозаписи

7 Отдаляя микрофон от исполнителя, мы получаем более естественное звучание. На самом деле, это действительно так! Даже, несмотря на то, что при этом возрастает уровень отзвука комнаты и уровень шумов, звучание получается наиболее прозрачным и натуральным.

Естественная запись вокала с профессионального микрофона

Именно поэтому оперные голоса, где важна естественность тембра, записывают в помещениях с хорошей акустикой и ставят микрофон на расстоянии вплоть до нескольких метров до исполнителя. Для этих целей я также хочу напомнить, что лучше всего подходят устройства с круговой направленностью. Они обладают более естественной передачей тембра и наибольшей чувствительности к акустике помещения.

8 Фронтальное расположение (прямо напротив рта на одной линии с ним) дает полное звучание голоса и хорошую читаемость. Тем не менее здесь есть существенный недостаток, так как при таком расположении возрастает риск возникновения свистящих призвуков, а также есть наибольшая вероятность возникновения взрывных согласных. В очередной раз напоминаю, что использовать поп-фильтр при таком расположении просто необходимо.

Фронтальное расположение микрофона при записи голоса

9 Верхнее расположение следует применять если исполнитель поет с сильным придыханием или ему свойственны взрывные согласные и свистящий звук «с», «ц» и прочие усиленные щелевые согласные. Также этим способом есть смысл воспользоваться тогда, когда у исполнителя получается слишком плотный и бочковатый тембр.

Верхняя установка микрофона в домашней студии звукозаписи

10 Нижнее расположение. Оно дает плотное и грудное звучание. Если исполнитель имеет усиленные свистящие и взрывные согласные, то в таком случае вам стоит попробовать такой способ.

Нижнее положение микрофона при записи голоса

Заключение

Итак, рассмотрев главные принципы размещения микрофона при записи вокала дома или в студии, стоит отметить, что здесь нет строгих правил. Также нет 100% стандартов и норм, от которых нельзя отклоняться. Положение микрофона определяется только путем эксперимента, но полагаясь при этом на базовые принципы.

В очередной раз хочу напомнить о важности использования аксессуаров для профессионального микрофона. Их отсутствие приводит к неприятным бьющих «б» и «п», посторонних призвуков, различных шумов, с которым бесполезно будет бороться в процессе обработки и сведения. Даже самодельные поп-фильтры или дешевая поролоновая ветрозащита в любом случае будет лучше чем ничего.


.