8 правил для вокалиста при работе с микрофоном

Начинаем рассматривать запись вокала в домашней студии. На этот раз вы узнаете, какая у вокалиста должна быть работа с микрофоном в процессе звукозаписи.

Ни для кого не секрет, что качество конечного результата в первую очередь зависит от самого исполнителя. Но в то же время мне часто приходилось иметь дело с певцами, которые обладали прекрасными данными, но не имели опыта записи в студии и допускали очень серьезные технические ошибки. В результате вся их работа шла насмарку. Поэтому чтобы не угробить силу вокала, исполнителю недостаточно быть первоклассным певцом. Ему нужно знать определенные правила работы с профессиональным микрофоном в студии звукозаписи.

То о чем пойдет речь в этой статье, не будет открытием для большинства из вас. Однако меня до сих пор удивляет, что многие продолжают допускать такие грубые ошибки. При этом плохую запись они сваливают на некачественное звукозаписывающее оборудование и пытаются эти ошибки исправить уже на этапе редактирования и обработки сведения.

Работа с микрофоном в домашней студии звукозаписи

Как правильно работать с микрофоном

В принципе, я уже вскользь рассказал об одной главной ошибке начинающих. Но сейчас я вам перечислю элементарные правила работы с микрофоном в студии. Их должен знать назубок как каждый вокалист, так и каждый звукорежиссер. Вот те инструкции, которые улучшат запись вокала в домашних условиях при работе со студийным микрофоном:

  1. Перед записью необходимо распеваться. Это делаем обязательно. Во-первых, эта процедура подготовит исполнительский аппарат вокалиста. Во-вторых, так можно спокойно и без спешки настроить все необходимое студийное оборудование.
  2. Отрегулируйте микрофонную стойку по высоте. Не заставляйте вокалиста нагибаться или тянуться к микрофону. Некомфортное положение исполнителя очень сильно снижает качество его пения.
  3. Попросите человека не топать, не хлопать и не издавать посторонних звуков. Многие при пении очень часто притоптывают или прихлопывают. Возможно, это может хорошо сказываться на качестве исполнения. Но на качестве записи отнюдь нет. Дело в том, что избавиться от всех этих притопов и прихлопов будет практически невозможно. Другое дело, если вы от этих посторонних звуков избавляться не собираетесь, так как это может быть художественной задумкой. Но если вокалист просто не может петь без этих притопов и прихлопов, то сделать нужно еще кое-что. Поставьте человека на мягкий мат. А на руки оденьте ему перчатки. Так вы смягчите хлопки и удары. Конечно, это выглядит смешно и нелепо. Зато это является самым эффективным способом при работе с такими вокалистами.
  4. Запретите прикасаться к микрофону, стойке и кабелю. Мы записывали не одного такого вокалиста, который в порыве эмоций заканчивал чуть ли не самый лучший дубль в своей жизни. Он задевал микрофон и портил от этого саму запись. Поэтому сразу предупредите исполнителя о том, что стойку, микрофон или что-либо еще без вашей команды трогать нельзя. Я не сомневаюсь, что вменяемый человек все это поймет и не создаст никаких проблем.
  5. Устанавливайте пюпитр с текстом или нотами в правильном месте. Часто при записи вокалист пользуется либо словами, либо нотами, так как не знает материала наизусть. На самом деле это очень большой минус. Поэтому стоит понять следующее. Исполнителю нельзя держать текст в руках и тем более перелистывать страницы во время исполнения. Шелест бумаги на записи будет слышен гораздо сильнее чем вам может показаться. Чувствительный микрофон все это будет улавливать. Поэтому листы с текстом стоит располагать так, чтобы вокалист не был отвернут от микрофона. Добиться этого можно только экспериментами. Однако, как показывает практика, это не слишком трудно.
  6. На время записи попросите исполнителя избавиться от всего, что может издавать звуки. Это нужно делать обязательно! Нужно снимать часы, браслеты, звенящие цепи и так далее. Обычно, когда металлисты приходят в студию, то у них постоянно звенят цепи. Все это неизбежно попадает на запись. Также обязательно нужно вытаскивать мелочь и ключи из карманов. Даже если человек будет производить минимум телодвижений, то все равно все эти звенящие предметы со своим звуком окажутся на записи.
  7. Удержите вокалиста от «проглатывания» микрофона. Перед началом записи обязательно доходчиво объясните человеку, где и на каком расстоянии от микрофона он должен находиться. Также следите, чтобы ваши требования он обязательно выполнял. В противном случае все эксперименты с положением микрофона и настройкой звука окажутся просто бесполезными. Я думаю, что если вы имеете дело с толковым исполнителем, то этот человек все поймет и не доставит вам больших хлопот. Но если исполнитель невменяем, то тогда поможет поп-фильтр, который можно разместить на необходимом от микрофона расстоянии. Таким образом, это студийное оборудование предотвратит слишком сильное приближение вокалиста к микрофону.
  8. Предоставьте человеку комфортные условия. Если исполнитель во время записи будет испытывать любые неудобства, то это отрицательно скажется на качестве его пения. Поэтому сразу попросите человека просто сообщать вам о каких-либо проблемах и неудобствах. Например, давят наушники, слишком громкий звук или он просто устал стоять и хочет петь лежа. Да, возможно, вам придется искать какие-то компромиссные решения с расположением микрофона и различными настройками. В том числе даже запись вокала без наушников. Но в то же время следует понимать, что делается это не просто так, а исключительно ради качественного исполнения.

Работа вокалиста с микрофоном в студии звукозаписи

Вот это и есть те самые технические моменты, которые ни в коем случае нельзя упускать. Особенно если вы нацелены на качественную запись вокала дома или в студии. Конечно, эти правила по работе с микрофоном не позволят вам добиться первоклассных результатов. Однако, игнорируя такие рекомендации, помните, что все дальнейшие работы по получению хорошего результата будут просто бесполезными. Также не забываем, что в звукозаписи нужно использовать только профессиональное музыкальное оборудование.


.