Студийные мониторы

Продолжаем разбирать студийное оборудование. В этом материале вы узнаете, что такое студийные мониторы и на какие виды они делятся. Также я покажу вам, на какие технические характеристики стоит обращать внимание и как правильно проверять аудио мониторы перед покупкой в магазине. Еще в конце статьи я дам примеры данного оборудования. 

Что такое студийные мониторы?

Студийные мониторы для домашней студии звукозаписиНа самом деле после звуковой карты, следующим по важности будут идти именно студийные мониторы. Ни микрофон, ни наушники, ни что-либо еще. Для тех, кто этого еще пока не понимает или не знает, я объясню, что это за оборудование и каково его предназначение. Во-первых, студийные мониторы — это особые акустические системы, предназначенные для оснащения студии звукозаписи (также радио и телестудии). Их отличие от обычных бытовых акустических систем заключается в том, что они воспроизводят звук с исключительным качеством и без каких-либо искажений и приукрашиваний звука.

Увы, но всю важность студийных мониторов начинающему звукорежиссеру понять трудно. Однако студийные мониторы — это важнейший компонент в домашней студии звукозаписи.

Во-первых, они позволяют слышать звук именно таким, каким он есть. Они не искажают и не украшают его, что позволяет услышать все неровности, дефекты, ошибки и недостатки в звучании.

Во-вторых, гладкая очаха, присущая студийным мониторам позволяет точно регулировать частотный спектр сигнала, а также распознать и своевременно устранить различные частотные резонансы. Я думаю, что лучшим примером работы без мониторов будет художник, рисующий в розовых очках. Вроде бы все работы красивые, но прямо говоря, совсем не достоверные.

Виды студийных мониторов:

Студийные мониторы, прежде всего, подразделяются на системы ближнего, среднего и дальнего полей. Но ввиду того, что мы рассматриваем мониторы для домашней студии звукозаписи, можно сразу убрать мониторы среднего и дальнего поля. Они предназначены для больших площадей комнат и их применение в домашних студиях редко когда бывает оправданным.

Активные и пассивные

Итак, раз мы решили в рамках данного урока рассмотреть мониторы ближнего поля, то давайте рассмотрим, какие они бывают и на какие категории делятся. Прежде всего, студийные мониторы, не зависимо от мощности и поля действия делятся на активные и пассивные. Активные студийные мониторы имеют в себе встроенный усилитель мощности. Следовательно, у пассивных встроенный усилитель отсутствует.

Сабвуферные мониторы

Также стоит упомянуть отдельный тип мониторов — это сабвуферные мониторы. Они обычно применяются для расширения воспроизводимого низкочастотного диапазона. Хотя впрочем, могут применяться и совместно с мониторами среднего и дальнего и полей. А так, как частотному спектру мониторов ближнего поля часто недостает низких частот, то сабвуфер в таком случае помогает продлить их диапазон еще ниже.

Мониторы по размерам

Мониторы ближнего поля бывают разных размеров. Размер измеряется диаметром низкочастотного динамика (как правило, бывает 4 — 8″). Но это разумеется значение усредненное. Теперь вопрос, какие студийные мониторы лучше купить? Здесь, конечно же, выбор за вами. Преимущество больших по размеру мониторов в более широком частотном диапазоне и в более мощном звучании. Причем диапазон расширяется как правило, именно в сторону нижней части спектра. Из-за большего объема такие мониторы обычно лучше воспроизводят низкие частоты. Но в тоже время их минусом является то, что они требуют наибольшего помещения и соответственно, больше места на рабочем столе.

Обзор студийных мониторов для дома

Следовательно, какой можно сделать вывод? Тут очень просто. Если вы обладатель относительно большой и просторной комнаты и у вас достаточно места на рабочем столе, то лучше отдать предпочтение студийным мониторам большего объема. Если же наоборот, комната сравнительно небольшая и небольшое рабочее место, то отдавать предпочтение лучше мониторам меньших размеров.

Технические характеристики студийных мониторов

В общем, мы в общих чертах рассмотрели студийные мониторы для дома и их предназначение. А теперь я расскажу о технических характеристиках студийных мониторов и о том, на что следует обращать внимание при их выборе. Конечно, характеристик и цифр на самом деле очень много. Однако я решил, что дабы не загружать вас ненужной информацией, правильно будет отсечь ненужное и оставить только самое необходимое. Помимо диаметра низкочастотного динамика и типов усиления я выделяю 4 главные характеристики:

  • Мощность и максимальное звуковое давление. Здесь сразу скажу, что не стоит гнаться за ваттами, киловаттами и децибелами. Нужно понимать, что достоверность звучания этими параметрами по большому счету не определяется. Также помните, что чем больше студийный монитор, тем выше его потенциальная мощность. А главное правило, мощность мониторов должна быть прямо пропорциональна размерам помещения. Что касается максимального звукового давления, то оно также прямо пропорционально объему студии. Обычно для домашней студии более 100 -110 Дцб не требуется.
  • Частотный диапазон и неравномерность АЧХ (амплитудно-частотной характеристики). Здесь, прежде всего, действует следующее правило. Чем шире частотный диапазон монитора, тем равномернее АЧХ в диапазоне частот доступном для восприятия человеческим ухом (то есть от 20 до 20 000 Гц). А что касается неравномерности АЧХ, то при ее завышенном значении (обычно более чем +/- 3 Дц) возможен значительный тембральный окрас, что как раз в случае с мониторами не допустимо. Поэтому, чем более равномерная амплитудно-частотная характеристика, тем лучше. Если нижняя граница воспроизводимых частотой мониторов выше 45 Гц, то в некоторых случаях (например, при работе с электронной музыкой и, особенно с такими жанрами, как рэп или хип-хоп), рекомендуется использование в паре с мониторами сабвуфера.

Фазоинвертор в студийном мониторе

  • Тип фазоинвертора. Что такое фазоинвертор? Это специальное отверстие для снижения искажений и увеличения отдачи низких частот. Если вы планируете ставить мониторы близко к стене, тогда стоит обратить внимание на мониторы с фазоинвертором на передней панели монитора. Если же фазоинвертор находиться на задней стороне, то вам будет необходимо ставить мониторы на расстоянии около метра от стены.
  • Качество динамиков, корпуса, размеры и вес. Здесь также есть определенное правило. Во-первых, чем тяжелее корпус и толще его стенки, тем меньше резонанса и прочих посторонних признаков будет присутствовать в воспроизводимом звуковом сигнале. Во-вторых, чем жеще материал, из которого сделана сама мембрана в низкочастотных динамиках, тем меньше вероятность искажений. Особенно это касается искажений при воспроизведении на высоких уровнях громкости. Сразу скажу, что наиболее распространенным и жестким материалом является кевлар. Кстати, из него изготавливают бронежилеты. И в третьих, обратите внимание на тип ВЧ динамика. Всего их три: ленточный (наилучший по детальности и диапазону воспроизводимых частот), компрессионный титановый (отличается способностью к высокому звуковому давлению, сохраняя при этом качество звучания), шелковый (достаточно распространенный. Обладает чистым звучанием и отличается отсутствием резонансов и искажений).

Как проверить мониторы перед покупкой

Итак, мы с вами рассмотрели основные характеристики, на которые стоит обращать внимание при выборе студийных мониторов. Но самое главное, чем нужно руководствоваться при выборе любого звукового оборудования — это не технические характеристики (всевозможные цифры), а ваши уши. Если те же звуковые карты послушать в магазине у вас вряд ли удастся, то послушать студийный монитор не составит труда. Следует это сделать обязательно! Здесь на самом деле все не так сложно, как кажется. Прежде чем слушать, убедитесь, что по техническим характеристикам мониторы вам подходят, и только после этого можете уже переходить к прослушиванию. А для прослушивания учтите просто три простых правила:

  1. Слушайте только качественные и хорошо знакомые вам записи. Только так вы сможете максимально оценить качество звучания мониторов.
  2. Слушайте мониторы на разной громкости. Почему так? Потому что хорошие мониторы тем и отличаются, что достоверность и качество их звучания практически никак не меняется в зависимости от громкости прослушивания.
  3. Доверяйте собственной интуиции. Если во время прослушивания мониторов вы слышите все нюансы исполнения, вы не замечаете каких-либо резонансов и искажений, и звучание в целом вам кажется сбалансированным, то значит, что это те мониторы, которые вам подходят.

Примеры студийных мониторов:

И напоследок, в качестве примера я покажу вам некоторые мониторы разных ценовых категорий, на которые я советую вам обратить свое внимание. Начнем с самого простого, а именно с недорогого оборудования.

Бюджетные студийные мониторы

Если у вас немного денег на студийное оборудование, то я вам рекомендую посмотреть бюджетные студийные мониторы (картинка кликабельна).

Средней ценовой категории

Также есть и средняя планка между дорогим и дешевым оборудованием. Вот какие примеры здесь имеются:

Лучшие студийные мониторы

Если в вашем варианте, качество важнее всего, то я вам предлагаю посмотреть лучшие студийные мониторы:

Теперь на этом все! Выбирайте только лучшие студийные мониторы для своей домашней студии звукозаписи. Вы уже знаете, что это за студийное оборудование и для чего оно предназначено.


.