В статье вы узнаете, что такое звук, каков его смертельный уровень громкости, а также скорость в воздухе и других средах. Также поговорим про частоту, кодирование и качество звука.
Еще рассмотрим дискретизацию, форматы и мощность звука. Но сначала дадим определение музыки, как упорядоченному звуку — противоположность неупорядоченному хаотическому, который мы воспринимаем, как шум.
Что такое звук
Даже при разговоре вы слышите своего собеседника потому, что он воздействует на воздух. Также, когда вы играете на музыкальном инструменте, бьете ли вы по барабану или дергаете струну, вы производите этим колебания определенной частоты, которой в окружающем воздухе производит звуковые волны.
Звуковые волны бывают упорядоченные и хаотические. Когда они упорядоченные и периодические (повторяются через какой-то промежуток времени), мы слышим определенную частоту или высоту звука.
То есть мы можем определить частоту, как количество повторения события в заданный промежуток времени. Таким образом, когда звуковые волны хаотичны, мы воспринимаем их как шум.
Но когда волны упорядочены и периодически повторяются, то мы можем измерить их количеством повторяющихся циклов в секунду.
Частота дискретизации звука
Частота дискретизации звука — это количество измерений уровня сигнала за 1 секунду. Герц (Гц) или Hertz (Hz) — это научная единица измерения, определяющая количество повторений какого-то события в секунду. Эту единицу мы будем использовать!
Наверное, вы очень часто видели такую аббревиатуру — Гц или Hz. Например, в плагинах эквалайзеров. В них единицами измерения являются герцы и килогерцы (то есть 1000 Гц).
Давайте я открою плагин эквалайзера и покажу вам как это выглядит. Вам, наверное, знакомы эти цифры.
С помощью эквалайзера вы можете ослаблять или усиливать определенные частоты в пределах слышимого человеком диапазона.
Небольшой пример!
Здесь у меня запись звуковой волны, которая была сгенерирована на частоте 1000 Гц (или 1 кГц). Если увеличить масштаб и посмотреть на ее форму, то мы увидим, что она правильная и повторяющиеся (периодическая).
В одной секунде здесь происходит тысяча повторяющихся циклов. Для сравнения, давайте посмотрим на звуковую волну, которую мы воспринимаем как шум.
Тут нет какой-то конкретной повторяющейся частоты. Также нет определенного тона или высоты. Звуковая волна не упорядочена. Если мы взглянем на форму этой волны, то увидим, что в ней нет ничего повторяющегося или периодического.
Давайте перейдем в более насыщенную часть волны. Мы увеличиваем масштаб и видим, что она не постоянная.
Из-за отсутствия цикличности мы не в состоянии услышать какую-то определенную частоту в этой волне. Поэтому мы воспринимаем ее как шум.
Смертельный уровень звука
Хочу немного упомянуть про смертельный уровень звука для человека. Он берет свое начало от 180 дБ и выше.
Стоит сразу сказать, что по нормативным нормам, безопасным уровнем громкости шума считается не более 55 дБ (децибел) днем и 40 дБ ночью. Даже при длительном воздействии на слух, этот уровень не нанесет вреда.
Уровни громкости звука | ||
---|---|---|
(дБ) | Определение | Источник |
0 | Совсем не лышно | |
5 | Почти не слышно | |
10 | Почти не слышно | Тихий шелест листьев |
15 | Еле слышно | Шелест листвы |
20 — 25 | Едва слышно | Шепот человека на расстоянии 1 метр |
30 | Тихо | Тиканье настенных часов (допустимый максимум по нормам для жилых помещений ночью с 23 до 7 часов) |
35 | Довольно слышно | Приглушенный разговор |
40 | Довольно слышно | Обычная речь (норма для жилых помещений днем с 7 до 23 часов) |
45 | Довольно слышно | Разговор |
50 | Отчетливо слышно | Пишущая машинка |
55 | Отчетливо слышно | Разговор (европейская норма для офисных помещений класса А) |
60 | Шумно | (норма для контор) |
65 | Шумно | Громкий разговор (1м) |
70 | Шумно | Громкие разговоры (1м) |
75 | Шумно | Крик и смех (1м) |
80 | Очень шумно | Крик, мотоцикл с глушителем |
85 | Очень шумно | Громкий крик, мотоцикл с глушителем |
90 | Очень шумно | Громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (7м) |
95 | Очень шумно | Вагон метро (в 7 метрах снаружи или внутри вагона) |
100 | Крайне шумно | Оркестр, гром (по европейским нормам, это максимально допустимое звуковое давление для наушников) |
105 | Крайне шумно | В старых самолетах |
110 | Крайне шумно | Вертолет |
115 | Крайне шумно | Пескоструйный аппарат (1м) |
120-125 | Почти невыносимо | Отбойный молоток |
130 | Болевой порог | Самолет на старте |
135 — 140 | Контузия | Взлетающий реактивный самолет |
145 | Контузия | Старт ракеты |
150 — 155 | Контузия, травмы | |
160 | Шок, травма | Ударная волна от сверхзвукового самолета |
165+ | Разрыв барабанных перепонок и легких | |
180+ | Смерть |
Скорость звука в км в час и метры в секунду
Скорость звука — это скорость распространения волн в среде. Ниже даю таблицу скоростей распространения в различных средах.
0 ºС | м/с | км/ч |
---|---|---|
Воздух | 331 | 1191.6 |
Водород | 1284 | 4622.4 |
Азот | 334 | 1202.4 |
Аммиак | 415 | 1494.0 |
Ацетилен | 327 | 1177.2 |
Гелий | 965 | 3474.0 |
Железо | 5950 | 21420.0 |
Золото | 3240 | 11664.0 |
Кислород | 316 | 1137.6 |
Литий | 6000 | 21600.0 |
Метан | 430 | 1548.0 |
Угарный газ | 338 | 1216.8 |
Неон | 435 | 1566.0 |
Ртуть | 1383 | 4978.0 |
Стекло | 4800 | 17280.0 |
Углекислый газ | 259 | 932.4 |
Хлор | 206 | 741.6 |
Скорость звука в воздухе намного меньше чем в твердых средах. А скорость звука в воде намного выше, чем в воздухе. Составляет она 1430 м/с. В итоге, распространение идет быстрее и слышимость намного дальше.
Мощность звука
Мощность звука — это энергия, которая передается звуковой волной через рассматриваемую поверхность за единицу времени. Измеряется в (Вт). Бывает мгновенное значение и среднее (за период времени).
Давайте продолжим работать с определениями из раздела теория музыки!
Высота и нота
Высота — это музыкальный термин, который обозначает почти тоже самое, что и частота. Исключение составляет то, что она не имеет единицы измерения. Вместо того чтобы определять звук количеством циклов в секунду в диапазоне 20 — 20 000 Гц, мы обозначаем определенные значения частот латинскими буквами.
Музыкальные инструменты производят периодические звуковые волны правильной формы, которые мы называем тонами или нотами.
Давайте посмотрим на звуковую волну в 1 кГц. Сейчас я увеличу масштаб, и вы увидите каково расстояние между циклами.
Теперь давайте взглянем на волну в 500 Гц. Тут частота в 2 раза меньше и расстояние между циклами больше.
Теперь возьмем волну в 80 Гц. Тут будет еще шире и высота намного ниже.
Мы видим взаимосвязь между высотой звука и формой его волны.
Давайте я покажу вам еще один пример!
Ниже волна в 440 Гц. Это стандарт в мире музыке для настройки инструментов. Соответствует он ноте ля.
Мы слышим только основной тон (чистую звуковую волну). Если увеличить масштаб, то увидим, что она периодическая.
А теперь давайте посмотрим на волну той же частоты, но сыгранную на пианино.
Посмотрите, она тоже периодическая. Но в ней есть небольшие дополнения и нюансы. Все они в совокупности и дают нам понятие о том, как звучит пианино. Но помимо этого, обертона обуславливают и тот факт, что одни ноты будут иметь большее сродство к данной ноте чем другие.
Для примера можно сыграть туже ноту, но на октаву выше. По звучанию будет совсем иначе. Однако она будет родственной предыдущей ноте. То есть это та же нота, только сыгранная на октаву выше.
Такая родственная связь двух нот в разных октавах обусловлена наличием обертонов. Они постоянно присутствуют и определяют насколько близко или отдаленно определенные ноты связаны друг с другом.
Традиционной нотации высота ноты обуславливает ее расположение на нотном стане или на нотоносце.
Традиционной нотации высота ноты обуславливает ее расположение на нотном стане или на нотоносце. Твитнуть
Сейчас я покажу вам с помощью нотного редактора. Здесь мы видим, как записывается нота ля.
Помимо традиционного представления нот на нотном стане, в современных музыкальных редакторах вы можете встретить другую систему записи и редактирования нот. Чаще всего она представляет собой пианинную сетку или таблицу.
Слева мы видим клавиатуру пианино. А справа, соответствующие каждой ноте, прямоугольники.
В принципе, такая система не отличается от классической выше. Просто способ представления высоты нот реализован по-другому. Точно также, когда мы говорим 440 Гц или ля, мы имеем одну и ту же высоту или частоту звука.
Свойства и качество звука
Свойства звука — это его физические особенности, которые можно измерить. Сюда входит частота колебаний, их продолжительность и амплитуда. Еще относится и состав колебаний. То есть сочетание простейших колебаний в сложное.
А вот отражение физических свойств в наших ощущениях (то, что мы чувствуем) называется качеством звука. Сюда относится высота и длительность звука. А также громкость и тембр.
Высота звука зависит от частоты колебаний. Чем чаще колебания, тем выше звук. Чем реже колебания, тем ниже звук.
Длительность зависит от продолжительности колебаний.
Громкость зависит от амплитуды колебаний. Например, после удара по гитарной струне, можно увидеть, что она начнет колебаться в разные стороны. Чем шире эти колебания, тем громче звук. Ширина этого размаха называется амплитудой колебаний.
Если сильно ударим по струне, то амплитуда будет большой. Соответственно, мы услышим громкий звук. Если легонько тронем пальцем струну, то амплитуда будет маленькой. В таком случае, звук будет тихим.
Тембр — это обертоновая окраска звука. Она позволяет нам различать звуки одной высоты, но исполненные разными инструментами или голосами.
Кодирование звука
Кодирование звука — это процесс преобразования колебаний воздуха в колебания электрического тока с последующей дискретизацией аналогового сигнала. То есть такое кодирование необходимо нам для дальнейшей работы со звуком уже на компьютере.
А поскольку мы на ПК не можем работать с аналоговым сигналом, в таком случае мы должны преобразовать его в цифровой. Так мы можем к примеру, с помощью специальных компьютерных программ для создания звука работать с самим сигналом.
Для преобразования сигнала используются специальные аналого-цифровые преобразователи (АЦП). В компьютере это обычно звуковые карты.
Форматы звука
Форматы звука предназначены для представления аудио данных с последующим хранением на электронных носителях. Есть три основные группы:
- формат звука со сжатием и потерями качества (MP3, Ogg)
- со сжатием без потерь (APE, Flac)
- без сжатия (WAW, AIFF)
На этом все!
Теперь вы знаете, что такое звук и каковы его характеристики. Также мы дополнительно рассмотрели такие понятия, как частота, высота и нота. А также как они соотносятся друг с другом.