Вы узнаете, что такое blues rock. Более подробно рассмотрим его структуру и особенности. Также затронем историю развития данного жанра.
Что такое Blues Rock
Проще говоря, это скрещивание блюза и раннего рока. Или можно сказать, что это rock с сохранением блюзовой структуры и импровизационного начала.
Блюз рок начал развиваться примерно с 1960-х годов в Великобритании и США. Великобританские группы, такие как Rolling Stones и Animals, а также американские музыканты из Butterfield Blues и Siegel-Schwall экспериментировали с музыкой ранних блюз музыкантов. Таких, как Albert King, Muddy Waters, Howlin Wolf, Jimmy Reed и Robert Johnson.
В то время, как ранние блюз рок музыканты пытались отыгрывать длинные и более сложные импровизации, которые являлись обычным явлением для джазовых композиций — уже в 70-тых годах блюз рок стал тяжелым со своей рифф основой.
К началу 1970-х годов, когда музыкальные группы начали записывать свои альбомы в rock стиле, границы blues rock и hard rock были едва заметны. В 80-х и 90-х годах данный стиль вернулся к своим блюзовым корням.
Характеристика блюз рока
Blues rock может быть охарактеризован блюзовой импровизацией, с двенадцатью тактами, усилением электро-гитарного звука, ритмичным «буги» и отличием от чикагского блюзового стиля более тяжелым звучанием.
Блюз-рок группы позаимствовали идею инструментальных громких усилений от рок-н-ролла. Кроме того, они часто играли в быстром темпе. Это опять же создает значительное отличие этого стиля от блюза.
Основное звучание создается при помощи таких музыкальных инструментов как бас гитара, фортепиано, ударная установка и электрическая гитара. Звук гитары усиливается через «OverDrive» гитарного усилителя, придавая ему перегруженный характер.
Часто группы использовали две электрогитары. Одна ритм гитара была для игры под аккомпанемент рифов и аккордов. Другая соло гитара использовалась для мелодичных партий.
В то время как в 50-х годах (эпохи блюза) группы иногда еще использовали контрабас (большая басовая скрипка), blues rock группы 60-х годов перешли электро-бас. Он был намного легче для усиления в громких объемах.
Также было замечено использование таких клавишных инструментов, как фортепиано и органа. Как и у электрической гитары, звук органа тоже усиливается с помощью лампового усилителя. Он создает рычащий «перегруженный» звук на инструменте.
Вокал также играет ключевую роль в группе. Однако в некоторых музыкальных коллективах он мог стоять равным по значимости или даже в подчинении ведущего гитариста.
Структура
Части blues rock стиля обычно следуют двенадцати тактной блюзовой структуры. Но может проявляться несколько иная структура, как показано на рисунке в «Stormy Monday». В место традиционного,
G | C | G | G | C | C | G | G | D | C | G | G
Allman Brothers играла с измененными аккордами.
G 9 | C 9 | G 9 | G 9 | C 9 | C 9 | G 9 / Am 7 | Bm 7 / Bbm 7 | Am 7 | Cm 7 | G 9 / C 9 | G 9 / D
Скрипичный ключ по традиции мажорный. Но в некоторых случаях может быть и минорный. Общая техника, будучи использована в незначительном масштабе пентатоники, с блюзовыми нотами, над основным аккордом прогрессии проявляется почти во всех музыкальных произведениях Альберта Кинга.
Эта композиция была позаимствована от Роберта Джонсона из Cross Road Blues и Traveling Riverside Blues. В ней можно заметить сочетание некоторых лирических и музыкальных стилей блюза с рок темпом и стилем гитарного соло.
История блюз рок музыки
В то время ранний rock и blues исторически всегда были тесно связаны между собой. Однако, как отчетливо узнаваемый жанр, блюз рок музыка начала возникать ближе к концу 1960-х годов.
В 1963 году американец Лонни Мак дебютировал своеобразный, электрический стиль своей блюз гитары. Позднее данный стиль был определен как блюз рок.
Его инструментальная игра того периода распознавалась, как blues или r&b мелодии. Они полагались на быстрые технические методы, выведенные из традиционного американского кантри и своеобразных жанров. Наиболее известными хитами того времени являлись «Memphis» (Billboard #5) и «Wham» (Billboard #24).
Однако blues rock не был назван как таковым!
Он не признавался в качестве отдельного движения в рок музыке до появления таких британских групп как Free, Savoy Brown и первых воплощений Fleetwood Mac. Они были созданы такими музыкантами, как John Mayall и Alexis Kornel.
Такие исполнители, как Paul Butterfield, Johnny Winter и группа Canned Heat относились к пионерам американского блюз рока.
Музыкальный критик Piero Scaruffi утверждал следующее.
Жанр blues rock был определен, когда John Mayall выпустил альбом «Blues Breakers» с гитаристом Эриком Клэптоном в 1966-ом году.
Scaruffi определяет этот жанр, как «жанр с ритм-игрой белых европейских музыкантов«. Он утверждает, что в США «эквивалентом Джона Маелса был Эл Купер«. Еще он называет Fleetwood Mac (период конца 1960-х годов) «одним из самых творческих и компетентных британских групп блюз возрождения.
Критик утверждает, что «британские блюз музыканты были настоящими новаторами«. Они преобразовали американский блюз и превратили его в «белую» музыку. При этом, подчеркнув эпические припевы, ускоренный чикагский ритм гитары, сглаживание вокального исполнения и добавление вокальных гармоний.
Игра Джими Хендрикса (ветеран многих американских ритм-н-блюзов и душа групп в начале и середине 1960-х годов) на электрогитаре и его мощное трио (Jimi Hendrix Experience и оркестр Gypsys), создавало широкое и длительное влияние (в особенности для гитаристов) на развитие блюз рока.
Eric Clapton также был одним из гитаристов, который поддерживал длительное влияние на данный гибридный жанр.
В 1960-х и 1970-х годах он работал с Джоном Маелсом и Bluesbreakers, The Yardbirds. Еще с супер группами Blind Faith, Cream и Derek And The Dominos. Также имел свою сольную карьеру, которая была очень плодотворной в развитии блюз рока.
К этому времени американские действия The Doors и Janis Joplin в дальнейшем представили этот жанр основной аудитории.
В конце 60-х годов Jeff Beck (бывший участник The Yardbirds) революционизировал блюз рок музыку в форму тяжелого рока. При этом взяв со своей группой штурм на Великобританию и США.
Jimmy Page (третий выпускник из The Yardbirds) сформировал новую группу под названием New Yardbirds. Вскоре она станет известна как Led Zeppelin. Потом она будет основной движущей силой 1970-х годах на тяжелой metal сцене.
В этот период группа оформляла песни Бо Биддли, Sonny Boy Williamson, а также Моса Эллисона. Австралийская группа AC/DC также зависела от блюз рока. Такие блюз музыканты, как Rory Gallagher, Dr. Feelgood и Robin Trower также значительно повлияли на музыкальную сцену 1970-х годов.
С начала 1970-х годов американские группы похожие на Aerosmith смешивают blues с hard rock стилем. Blues rock вырос, включая южные рок-группы (ZZ Top, Lynyrd Skynyrd и Allman Brothers).
Однако в то время на британской сцене (за исключением появления Foghat и Status Quo) стал происходить упор на инновации в тяжелом металле. Уже в начале 1990-х и 2000-х годах блюз рок начал понемногу возрождаться.
Modern blues rock в современном мире стал больше придерживаться именно классических корней. Пошла мода на возвращение к старому. Однако при этом популярность данного жанра стала уже не такой высокой, как раньше.
Блюз рок кафе в Волгограде на проспекте Ленина 15.
На этом все!
Как видите, данное направление довольно интересное. Попробуйте послушать некоторых исполнителей. Возможно, вам что-то придется по вкусу.