Блюз Рок — характеристики, структура и история развития

Вы узнаете, что такое blues rock. Более подробно рассмотрим его структуру и особенности. Также затронем историю развития данного жанра.

Жанр Blues Rock с его особенностями и историей развития

Что такое Blues Rock

Blues rock (на русском блюз рок) представляет собой гибридный музыкальный жанр, в котором объединились двенадцати тактовая блюзовая импровизация и расширенные «буги» с rock and roll стиля.

Проще говоря, это скрещивание блюза и раннего рока. Или можно сказать, что это rock с сохранением блюзовой структуры и импровизационного начала.

Что такое blues rock и каковы его особенностиБлюз рок начал развиваться примерно с 1960-х годов в Великобритании и США. Великобританские группы, такие как Rolling Stones и Animals, а также американские музыканты из Butterfield Blues и Siegel-Schwall экспериментировали с музыкой ранних блюз музыкантов. Таких, как Albert King, Muddy Waters, Howlin Wolf, Jimmy Reed и Robert Johnson.

В то время, как ранние блюз рок музыканты пытались отыгрывать длинные и более сложные импровизации, которые являлись обычным явлением для джазовых композиций — уже в 70-тых годах блюз рок стал тяжелым со своей рифф основой.

К началу 1970-х годов, когда музыкальные группы начали записывать свои альбомы в rock стиле, границы blues rock и hard rock были едва заметны. В 80-х и 90-х годах данный стиль вернулся к своим блюзовым корням.

Характеристика блюз рока

Blues rock может быть охарактеризован блюзовой импровизацией, с двенадцатью тактами, усилением электро-гитарного звука, ритмичным «буги» и отличием от чикагского блюзового стиля более тяжелым звучанием.

Блюз-рок группы позаимствовали идею инструментальных громких усилений от рок-н-ролла. Кроме того, они часто играли в быстром темпе. Это опять же создает значительное отличие этого стиля от блюза.

Эффект overdrive для электрогитары на блюз рок жанр

Основное звучание создается при помощи таких музыкальных инструментов как бас гитара, фортепиано, ударная установка и электрическая гитара. Звук гитары усиливается через «OverDrive» гитарного усилителя, придавая ему перегруженный характер.

Часто группы использовали две электрогитары. Одна ритм гитара была для игры под аккомпанемент рифов и аккордов. Другая соло гитара использовалась для мелодичных партий.

В то время как в 50-х годах (эпохи блюза) группы иногда еще использовали контрабас (большая басовая скрипка), blues rock группы 60-х годов перешли электро-бас. Он был намного легче для усиления в громких объемах.

Также было замечено использование таких клавишных инструментов, как фортепиано и органа. Как и у электрической гитары, звук органа тоже усиливается с помощью лампового усилителя. Он создает рычащий «перегруженный» звук на инструменте.

Вокал также играет ключевую роль в группе. Однако в некоторых музыкальных коллективах он мог стоять равным по значимости или даже в подчинении ведущего гитариста.

Структура

Части blues rock стиля обычно следуют двенадцати тактной блюзовой структуры. Но может проявляться несколько иная структура, как показано на рисунке в «Stormy Monday». В место традиционного,

G | C | G | G | C | C | G | G | D | C | G | G

Allman Brothers играла с измененными аккордами.

9 | C 9 | G 9 | G 9 | C 9 | C 9 | G 9 / Am 7 | Bm 7 / Bbm 7 | Am 7 | Cm 7 | G 9 / C 9 | G 9 / D

Скрипичный ключ по традиции мажорный. Но в некоторых случаях может быть и минорный. Общая техника, будучи использована в незначительном масштабе пентатоники, с блюзовыми нотами, над основным аккордом прогрессии проявляется почти во всех музыкальных произведениях Альберта Кинга.

Классическим примером является блюз рок Эрика Клэптона в треке «Crossroads». Впервые он выпустился на альбоме «Cream’s Wheels of Fire».

Эта композиция была позаимствована от Роберта Джонсона из Cross Road Blues и Traveling Riverside Blues. В ней можно заметить сочетание некоторых лирических и музыкальных стилей блюза с рок темпом и стилем гитарного соло.

История блюз рок музыки

В то время ранний rock и blues исторически всегда были тесно связаны между собой. Однако, как отчетливо узнаваемый жанр, блюз рок музыка начала возникать ближе к концу 1960-х годов.

Блюз рок гитарист Лонни Мак
Lonnie Mack

В 1963 году американец Лонни Мак дебютировал своеобразный, электрический стиль своей блюз гитары. Позднее данный стиль был определен как блюз рок.

Его инструментальная игра того периода распознавалась, как blues или r&b мелодии. Они полагались на быстрые технические методы, выведенные из традиционного американского кантри и своеобразных жанров. Наиболее известными хитами того времени являлись «Memphis» (Billboard #5) и «Wham» (Billboard #24).

Однако blues rock не был назван как таковым!

Он не признавался в качестве отдельного движения в рок музыке до появления таких британских групп как Free, Savoy Brown и первых воплощений Fleetwood Mac. Они были созданы такими музыкантами, как John Mayall и Alexis Kornel.

Такие исполнители, как Paul Butterfield, Johnny Winter и группа Canned Heat относились к пионерам американского блюз рока.

Музыкальный критик Piero Scaruffi утверждал следующее.

Жанр blues rock был определен, когда John Mayall выпустил альбом «Blues Breakers» с гитаристом Эриком Клэптоном в 1966-ом году.

Scaruffi определяет этот жанр, как «жанр с ритм-игрой белых европейских музыкантов«. Он утверждает, что в США «эквивалентом Джона Маелса был Эл Купер«. Еще он называет Fleetwood Mac (период конца 1960-х годов) «одним из самых творческих и компетентных британских групп блюз возрождения.

Критик утверждает, что «британские блюз музыканты были настоящими новаторами«. Они преобразовали американский блюз и превратили его в «белую» музыку. При этом, подчеркнув эпические припевы, ускоренный чикагский ритм гитары, сглаживание вокального исполнения и добавление вокальных гармоний.

Блюз рок музыкант Jimi Hendrix
Jimi Hendrix

Игра Джими Хендрикса (ветеран многих американских ритм-н-блюзов и душа групп в начале и середине 1960-х годов) на электрогитаре и его мощное трио (Jimi Hendrix Experience и оркестр Gypsys), создавало широкое и длительное влияние (в особенности для гитаристов) на развитие блюз рока.

Eric Clapton также был одним из гитаристов, который поддерживал длительное влияние на данный гибридный жанр.

В 1960-х и 1970-х годах он работал с Джоном Маелсом и Bluesbreakers, The Yardbirds. Еще с супер группами Blind Faith, Cream и Derek And The Dominos. Также имел свою сольную карьеру, которая была очень плодотворной в развитии блюз рока.

К этому времени американские действия The Doors и Janis Joplin в дальнейшем представили этот жанр основной аудитории.

В конце 60-х годов Jeff Beck (бывший участник The Yardbirds) революционизировал блюз рок музыку в форму тяжелого рока. При этом взяв со своей группой штурм на Великобританию и США.

Jimmy Page (третий выпускник из The Yardbirds) сформировал новую группу под названием New Yardbirds. Вскоре она станет известна как Led Zeppelin. Потом она будет основной движущей силой 1970-х годах на тяжелой metal сцене.

В этот период группа оформляла песни Бо Биддли, Sonny Boy Williamson, а также Моса Эллисона. Австралийская группа AC/DC также зависела от блюз рока. Такие блюз музыканты, как Rory Gallagher, Dr. Feelgood и Robin Trower также значительно повлияли на музыкальную сцену 1970-х годов.

С начала 1970-х годов американские группы похожие на Aerosmith смешивают blues с hard rock стилем. Blues rock вырос, включая южные рок-группы (ZZ Top, Lynyrd Skynyrd и Allman Brothers).

Однако в то время на британской сцене (за исключением появления Foghat и Status Quo) стал происходить упор на инновации в тяжелом металле. Уже в начале 1990-х и 2000-х годах блюз рок начал понемногу возрождаться.

Modern blues rock в современном мире стал больше придерживаться именно классических корней. Пошла мода на возвращение к старому. Однако при этом популярность данного жанра стала уже не такой высокой, как раньше.

Блюз рок кафе в Волгограде на проспекте Ленина 15.

На этом все!

Как видите, данное направление довольно интересное. Попробуйте послушать некоторых исполнителей. Возможно, вам что-то придется по вкусу.


.