Alternative Rock

Альтернативный рок (англ. alternative rock), альтернативная музыка или просто альтернатива — это жанр рок музыки, который вышел из подпольной независимой музыки 1980-х годов и получил широкое распространение в 1990 и 2000 годах.

Хотя этот термин чаще всего связан со своим громким коммерческим расцветом и искаженным гитарным звуком, его первоначальный смысл намного шире.

Имея в виду, что поколение музыкантов либо объединили музыкальный стиль, либо просто создали независимый панк-рок, который в конце 1970-х заложил основу для альтернативной музыки. Время от времени музыкальный термин «альтернатива» был использован в качестве определения к подпольному року, или к любой другой музыке, которая зародилась из панк рока.

Что такое альтернативная музыка

Альтернативный рок — это широкая музыка, которая сильно отличается своим звучанием, социальным окружением и региональными корнями. С помощью журналов, радио и различных слухов, к концу 1980-х годов возросла известность и была подчеркнута разнообразность альтернативного рока, определив множество других поджанров (gothic rock, jangle pop, noise pop, C86, Madchester, industrial music, shoegazing).

Большинство из этих поджанров добились незначительного интереса. По сравнению с другими жанрами в рок и поп музыке, коммерческий успех многих альтернативных групп был ограничен в то время. С прорывом группы Nirvana и популярности гранжа и брит поп движения в 1990-х годов, alternative rock вошел в музыкальный мейнстрим и придал значительный успех многим альтернативным группам.

Термин alternative rock

Музыкальный жанр Alternative RockДо 1990-ого года (когда альтернативный рок начал приобретать известность), альтернативная музыка понималась по-разному. В 1979-ом году Terry Tolkin использовал термин «альтернативной музыки» для характеристики музыкальных групп. Термин «college rock» был использован в США для описания музыки 1980-х годов, которая вещалась на радиостанциях учебных заведений и была очень любима студентами.

В Соединенном Королевстве небольшая масса самостоятельных людей создали лэйблы звукозаписи, как результат субкультуры панка. По словам основателя одного из этих лэйблов, Cherry Red, NME и журнал Sounds создали пластинку под названием «Alternative Charts«, которая распространялась в небольших магазинах. Первый национальный чарт имел название «Indie Chart» и был издан в январе 1980-ого года.

В то время термин «инди» (indie) был использован буквально для характеристики независимо-распространяемых записей. К 1985-ому году он стал означать определенный жанр или группу поджанров. Использование термина «альтернатива» для описания рок музыки, возникло примерно в середине 1980-х годов. Люди, которые работали в качестве ди-джеев и промоутеров в 1980-ом утверждали, что термин происходит от американского радио FM 1970-х годов, который служил в качестве прогрессивной альтернативы «топ-40 форматов радио«.

Использование термина «альтернатива» получило дальнейшее  проявление в связи с успехом Lollapalooza (рок фестиваль), для которого основатель фестиваля и Jane’s Addiction фронтмена Перри Фаррелла придумали термин (Alternative Nation). В конце 1990-х годов определение вновь стало более конкретным. В 1997-ом году Нил Штраус в «Нью-Йорк Таймс» определил alternative rock, как:

«Бескомпромиссный рок отличается хрупким стилем рифф гитары 70-х годов и мучительными вокалистами со своими вечными проблемами«.

Определить альтернативную музыку иногда бывает очень трудно, потому что здесь два несовместимых понятия этого слова. Альтернативную можно описать музыку, которая ставит под сомнение существующее музыкальное направление, но этот термин также используется и в музыкальной индустрии для обозначения альтернативного выбора потребителя в музыкальных магазинах, радио, телевидения и интернете.

Используя широкое определение жанра, Дэйв Томпсон в своей книге «Rock Alternative» цитирует формирование Sex Pistols, а также выпуск из альбома «Horses» от Патти Смит и «Metal Machine Music» от Лу Рида, как три ключевых события, которые породили альтернативный рок. До недавнего времени, когда indie rock стал самым распространенным термином в США для описания современной поп и рок музыки, термин «indie rock» и «alternative rock» часто используются как синонимы.

Что такое альтернативный рокХарактеристика Альтернативного рока

Название «альтернативный рок» по существу является общим музыкальным термином для подпольной музыки, которая возникла в результате панк рока, начиная с середины 1980-х годов. На протяжении большей части своей истории, alternative rock в значительной степени определяется отказом от коммерциализации (коммерческого подхода) массовой культуры. Однако с этим можно поспорить, так как некоторые альтернативные исполнители достигли основного успеха или работали с известными лейблами в 1990-х годах.

В течение 1980-х годов, альтернативные группы вообще играли в маленьких клубах, записывались на инди лейблах и распространяли свою популярность через общение с другими людьми. Тексты песен альтернативной рок музыки, как правило, имели проблемы социального характера:

  • употребление наркотиков;
  • депрессия;
  • защита окружающей среды.

Такой подход к лирике был разработан как отражение социальных и экономических изменений в Соединенных Штатах и в Соединенном Королевстве в 1980 и начале 1990 годов.

История жанра:

Альтернативный рок в 1980-х годах

На протяжении 1980-х годов, альтернативный рок в основном имел подпольное явление. В то время как в других жанрах песни становятся коммерческими хитами и музыкальные альбомы получают похвалу от критиков, alternative rock относился к независимым звукозаписывающим компаниям, любительским малотиражным журналам и радиостанций колледжей. Альтернативные группы выпускали тогда малобюджетные альбомы.

В Соединенных штатах новые группы будут формироваться после предыдущих групп, которые создали обширный подпольный контур в Америке, наполненный множеством сцен в разных уголках страны. Хотя американские альтернативные исполнители 1980-х годов никогда не отличались высокими продажами своих альбомов, они оказали значительное влияние на более поздних альтернативных музыкантов и заложили основу для их успеха. К 1989-ому году жанр стал достаточно популярным, что свидетельствует множество гастролей музыкальных коллективов.

На ранних стадиях, британский альтернативный рок отличался от американского большим поп ориентированным фокусом (отмечено одинаковое внимание альбомов и синглов, а также большая открытость с элементами танца и клубной культуры) и лирический акцент на главные британские проблемы. В результате несколько британских групп добились альтернативного коммерческого успеха в США.

Американский андерграунд в 1980-х годах

Ранние такие американские группы, как REM, Feelies и Violent Femmes, находились под влиянием основной и панк музыки. REM стала самой успешной, сразу после выхода своего дебютного альбома «Murmur» (1983), который вошел в топ 40.

Американские звукозаписывающие компании (SST Records, Twin/Tone Records, Touch and Go Records и R.E.M. - группа в жанре alternative rockDischord Records) руководствовались на переход от хардкор панка к более разнообразным стилям альтернативного рока. Группы Hüsker Dü и The Replacements носят ориентировочный указатель этого перехода. Обе начинали на панк роке, но вскоре изменили свое звучание и стали более мелодичными.

Michael Azerrad утверждал, что Hüsker Dü был ключевым связующим звеном между хардкор панком и более мелодичной и разнообразной музыкой жанра college rock. Эта группа подает нам пример, став первой группой на американской инди сцене и заключив контракт с фирмой, которая помогла создать college rock как «жизнеспособный коммерческий проект«.

К концу 1980-ых годов, на американской альтернативной сцене преобладало множество стилей, начиная от причудливой поп альтернативы (They Might Be Giants и Camper Van Beethoven) и заканчивая жанром noise rock (Sonic Youth, Big Black, The Jesus Lizard) и индустриальным роком (Ministry, Nine Inch Nails). Примерно в тоже время, жанр гранж появился в Сиэтле, Вашингтон. Гранж был основан на грязных и темных гитарных звучаниях, что объединяло heavy metal с панк роком.

К концу десятилетия многие альтернативные группы начали сотрудничать с крупными студиями. Такие группы, как REM и Jane’s Addiction, после подписания контракта смогли создать золотые и платиновые пластинки, тем самым приготовили почву для последующего прорыва альтернативной музыки.

Британские жанры и направления 1980-х годов

Gothic rock начал свое развитие с конца 1970-х годов как британский пост панк. Этот жанр с темными и мрачными формами подпольного (андеграундного) рока. Тексты песен частенько представляют собой литературный романтизм, заболеваемость, религиозную символику и сверхъестественные явления. Bauhaus с дебютным синглом «Bela Lugosi’s Dead«, выпущенный в 1979-ом году, считается надлежащим началом готического рока. The Cure с альбомом «Seventeen Seconds» (1980), Faith (1981) и Pornography (1982), закрепили основу этого стиля для дальнейших его последователей.

Ключевой британской альтернативной рок группой является The Smiths. Музыкальный журналист Саймон Рейнольдс выделил британский The Smiths и американский REM, как «две самые важные и альтернативные рок группы того времени«, подчеркнув, что «они были под 80 номером в том смысле, что с восьмидесятых годов«. The Smiths выбрали гитарное звучание в эпоху синтезаторной доминирующей музыки, что многим воспринимается как предупреждение о конце эры Новой Волны и появление альтернативного рока в Великобритании. Несмотря на ограниченный успешный график группы и короткую карьеру, The Smiths оказывала влияние на британскую инди сцену до конца десятилетия.

Другие формы альтернативного рока разработаны в Великобритании в 1980-х годах. Было создано формирующее влияние на шугейзинг движение конца 1980-х годов. Шугейзинг группы доминировали в британской музыкальной прессе в конце десятилетия. Шугейзинг — это еще один поджанр альтернативного рока.

Популяризация альтернативы в 1990 году

К началу 1990-х годов, началось привлечение коммерческих возможностей жанра alternative rock и заинтересованность звукозаписывающих компаний во многих группах. В частности успех REM стал основой для многих альтернативных групп конца 1980- начало 1990-х годов. Тем самым следует, что группа пережила многих своих современников и в 1990-х годах стала одной из самых популярных групп в мире.

Прорыв успеха группы Nirvana привел к широкой популяризации альтернативного рока в 1990-ом году. Релиз сингла «Smells Like Teen Spirit» с ее второго альбома «Nevermind» (1991) отмечен как grunge явление. Благодаря постоянной трансляции музыкального видео на MTV, «Nevermind» продается в 400 000 копий только за одну неделю. Этот успех очень сильно удивил музыкальную индустрию. Альбом «Nevermind» создал не только популярный жанр гранж (grunge), но и создал «культурную и коммерческую жизнеспособность альтернативного рока в целом».

Сюрпризом успеха группы Nirvana с «Nevermind» объявлена «новая открытость альтернативного рока» среди коммерческих радиостанций, в частности открывая двери для более тяжелых альтернативных групп.

Гранж взрыв

Pearl Jam - гранжДругие grunge группы начали повторять успех Nirvana. Pearl Jam выпустила свой дебютный альбом «Ten» за несколько месяцев до «Nevermind» в 1991-ом году, однако продажи альбома успешно пошли вверх только на год позже. Ко второй половине 1992-ого года, «Ten» стал успешным и золотым альбомом, и был на второй позиции в Billboard 200 . Soundgarden с альбомом «Badmotorfinger» и Alice in Chains «Dirt» наряду с «Temple of the Dog» — совместные альбомы участников из Pearl Jam и Soundgarden, были также в числе 100 самых продаваемых альбомов 1992-ого года. Популярный прорыв этих гранж групп в Сиэтле, Rolling Stone назвал как «The New Liverpool«.

В тоже время критики утверждают, что реклама была с привлеченными элементами гранжа и превращала его в моду. Entertainment Weekly отметил в 1993 году статью «Здесь не было массового потребления, так как субкультуру после СМИ открыли хиппи 60-х годов«. Нью-Йорк Тайм сравнил «Гранжинг в Америке» как массовый маркетинг панк рока, диско и хип-хопа предыдущих лет. В результате популярность жанра снизилась, а обратная реакция против жанра grunge в Сиэтле сильно расширилась.

Последующий альбом группы Nirvana с названием «In Utero» (1993) был умышленно раздражающим и сильным. Крис Новоселич (басист этой группы) охарактеризовал альбом, как «дикое агрессивное звучание, настоящая альтернативная запись«. Тем не менее, после его выхода в сентябре 1993-го года,  «In Utero» возглавил чарт Billboard. Pearl Jam также продолжала выпускать свой второй успешный альбом «Vs» (1993) который также возглавлял чарт Billboard и был распродан в 950 378 копий только за первую неделю релиза.

Брит поп

Длинным синонимом альтернативного рока в целом в соответствии с популярным прорывом группы Nirvana, стал инди рок в отчетливой форме. С такими студиями, как Matador Records, Merge Records и Dischord, и с такими инди рокерами, как Pavement, Superchunk, Fugazi, и Sleater-Kinney, американская инди сцена доминирует на протяжении большей части 1990-х годов. «Lo-Fi» было одной из главных инди рок движений  1990-х годов.

Движения, которые направлены на запись и распространения музыки на кассетах, первоначально появились в 1980-х годах. К 1992-ому году руководствуясь By Voices и Sebadoh, «Lo-Fi» стала популярным культовым действием в США, а затем артисты Бек и Лиз Фэйр донесли чувственность к основной аудитории. Этот период также разделили альтернативные  и откровенные женщины-исполнители (например, Alanis Morissette).

Во второй половине 1990-х годов, гранж был вытеснен пост гранжом. Такие post grunge группы, как Candlebox и Bush, возникли вскоре после прорыва гранжа. Этим исполнителям не хватало основных корней гранжа и в значительной степени длительности влияния музыкального жанра grunge. Пост гранж был более коммерчески жизнеспособным жанром.

Post rock был создан группой Talk Talk с альбомом «Laughing Stock» и Slint с альбомом «Spiderland», который был выпущен в 1991-ом году. Пост рок привлекает к себе влияние ряд жанров, в том числе краут рока, прогрессивного рока и джаза. Жанр подрывает или отвергает условие рок музыки, и часто включает в себя электронную музыку. Название этого жанра было придумано музыкальным журналистом Саймоном Рейнольдсом в 1994-ом году. Пост рок стал доминирующей формой экспериментальной рок музыки в 1990-х гг.

Середина-конец 1990-х годов: падение популярности

Смерть Курта Кобейна из группы Nirvana

К концу десятилетия основная известность альтернативного рока снизилась в связи с рядом событий, в частности, смерть Курта Кобейна из группы Nirvana в 1994-ом году и иск концертного промоутера Ticketmaster против группы Pearl Jam, который в действительности запрещал ей выступать во многих крупных местах по всем Соединенным Штатам. Окончательным снижением популярности жанра alternative rock стал застой фестиваля Lollapalooza после неудачной попытки найти хедлайнера в 1998-ом году.

Несмотря на снижение популярности альтернативного рока, некоторые исполнители сохранили основную актуальность. В начале 21-ого века, post grunge остается коммерчески жизнеспособным, когда такие группы, как Creed и Matchbox Twenty стали одни из самых популярных рок групп в США. В тоже время популярность брит попа стала снижаться.

Alternative rock в 21-ом веке: дальнейшее совершенствование, основной выход

В конце 1990 и начале 2000-х годов появилось несколько альтернативных рок групп, включая The Strokes, Franz Ferdinand, Interpol и The Rapture, которые были привлечены первичным вдохновением от пост-панка и новой волны, создали движение «возрождение пост панка«. Предшественники успеха таких групп, как The Strokes и The White Stripes, дали приток новых альтернативных рок групп, многие из которых нашли коммерческий успех в начале 2000-х годов. Благодаря такому успеху, Entertainment Weekly заявил в 2004-ом году: «После почти десятилетия господства рэп-рока и ню-метал групп, основной альт-рок, наконец, снова стал лучшим«.

К 2010-ому году в США термин «alternative rock» выпал из общего пользования. Большинство ссылок ведут на жанр indie rock, термин, который ранее имел ограниченное использование альтернативных рок каналов и средств массовой информации. Наряду с другими дополнительными жанрами, альтернативные радио-рок станции по прежнему демонстрируют музыку из этого периода. Чтобы расширить количество своих слушателей (например,18-49 лет), некоторые станции немного изменяют формат на современный рок или на альтернативный взрослый альбом.

«Альтернативная музыка — это музыка, которая еще не достигла широкой аудитории. Альтернатива больше не является Новой Волной — это теперь расположение духа. Альтернативная музыка — это любая музыка, которая имеет потенциал, чтобы охватить более широкую аудиторию. Она также имеет реальную силу, реальное качество, реальное волнение и она должна быть социально-значимым для общества!» — Марк Джозевсон.


.